.

с целью выяснить, какие темы в графическом дизайне для них наиболее важны. Возможно, вы тоже приняли участие в этом опросе.

Так вот, по результатам опроса, одной из самых востребованных тем оказалась типографика (искусство работы со шрифтами и текстом).



Это и не удивительно. Я не понаслышке знаю, насколько важно дизайнеру владеть культурой работы со шрифтами. Для большинства начинающих дизайнеров типографика - наиболее « больное место». Я это вижу практически каждый день в работах своих коллег и учеников.

Владение типографикой , на мой взгляд, - самый точный показатель профессионализма графического дизайнера. Когда мне на глаза попадается чья-нибудь работа, я в первую очередь обращаю внимание на типографику. Именно на нее, а не на яркие отфильтрованные в фотошопе картинки.

Типографика — это не просто набор текста, а мощнейшее средство креативного дизайна . Не менее важное, чем фотоиллюстрация или цветовое решение.

Поэтому я решил написать серию статей, в каждой из которых расскажу об одном-двух приемах креативной типографики. Сегодня читайте первую статью из этой серии. Итак…


Дизайн начинается с буквы


Каждая буква шрифта сама по себе, независимо от своего значения и места в алфавите, может служить иллюстрацией, иконкой либо графическим знаком. Более того, она может стать центром всего вашего дизайн проекта!






Крайне важное значение здесь имеет размер букв. Не случайно многие успешные дизайнеры используют технику чрезвычайно больших букв.

Любая отдельно стоящая буква может стать выразительным графическим образом, представляющим собой, например, простой силуэт, контур, контейнер для картинки или текстуру.

Иногда дизайнеры используют в своих работах отдельные детали букв, которые могут быть красивыми и выразительными. В этих случаях используют буквы, разрезанные на части, либо усеченные и перевернутые горизонтально или вертикально.

Чтобы не нарушить дизайн целого проекта, отдельно стоящая буква должна соответствовать типу шрифта, который вы используете.



Об этой технике я уже писал, в своей статье о негативном пространстве . Речь идет об использовании так называемого «отрицательного» или «негативного» пространства.

В своих работах дизайнеры частенько используют пространство вокруг буквы или внутри неё.

Я бы сравнил его, пожалуй, с драгоценными камнями, вложенными в букву и придающими ей красоту и завораживающий блеск. Их правильное использование похоже на нахождение скрытых сокровищ, которые окружают нас повсюду, но не видны на первый взгляд.





Вид буквы можно изменить за счет изменения цвета, текстуры или структуры ее внутреннего пространства. Негативное пространство способно увеличить толщину титульного шрифта и создать тем самым уникальный и впечатляющий эффект.

Умело используя негативное пространство различными способами, можно создать высококлассный, креативный дизайн.

Посмотрите на логотипы компаний The Brand Union и Niagara Vinters, Inc . В них данная техника используется очень искусно.



С появлением персональных компьютеров и первых настольных издательских систем в типографике произошел тектонический сдвиг, последствия которого становятся заметными только сейчас. Это далеко не первое глобальное изменение в типографике, были и другие. Достаточно вспомнить время, когда машины индустриального мира одержали победу над ремесленниками. Массовое производство и прибыль стали важнее красоты шрифтов. Количество значило больше чем качество.

Великие мастера перестали создавать новые шрифты – для печати книг годились и те, что уже существовали. Ремесленники, какими бы профессионалами ни были, остались без дела и стали частью технологического процесса.

Однако победа индустриализма вовсе не означала, что великие мастера исчезли с появлением печатных станков. Эти два мира продолжали существовать независимо друг от друга – печатники признавали талант ремесленников, а те в свою очередь, понимали, что прогресс не остановить. Это было второе изменение в типографике, в результате которого оно лишилось части своей «души» или, если так можно выразиться, человечности. Но чтобы понять, что произошло совсем недавно, придется переместиться во времени на 500 лет назад и узнать, с чего все началось.

ПЕРВЫЙ ПЕРЕХОД

Первый конфликт между новым и старым возник после изобретения первого печатного станка. Его создатель, Иоганн Гуттенберг , мог использовать машину для создания самых разных композиций, при этом скорость печати составляла до 240 страниц в час. Это была революция.

До этого все книги создавались исключительно вручную. Фолианты прошлого были написаны от руки и украшены затейливыми рисунками и орнаментами. Процесс копирования был очень долгим, но в результате любая книга, даже копия, была произведением искусства.

Конечно, первые печатные книги нельзя было сравнивать с рукописными. Они не отличались красотой, зато были меньше и дешевле. И самое главное: возможность замены отдельных литер и целых шрифтовых семейств позволила печатать книги не только на латинском, но и на других европейских языках.

Люди только приветствовали эти изменения. Им нужны были книги на понятном им языке и книги, которые можно было взять с собой. Они испытывали жажду знаний и печатные книги ее утолили.

Однако в результате первого перехода книга утратила большую часть своей человечности. Машины взяли на себя основной процесс, но мастера были еще востребованы. Каждая литера вырезалась вручную, оформление и иллюстрации также создавались людьми. Однако пройдет совсем немного времени и мастерство начнет уходить из процесса производства книг.

ЦИФРОВОЙ ВЕК

Первый переход уничтожил рукописные книги. Индустриализация окончательно лишила печать человечности, все стало механизировано и мастера-ремесленники остались не у дел. Но третий переход окончательно добил типографику как искусство. В наши дни большинство гарнитур на удивление безлики. Это просто набор шрифтов на компьютере. Вряд ли кто знает историю того или иного шрифта. Никому нет никакой заботы до этого. Мы прокручиваем сотни шрифтов за минуту в поисках подходящего начертания, а все остальное не так уж важно.

_______________________

«В нашем насквозь компьютеризированном мире распространение шрифтов и их разнообразных вариаций представляет собой новый уровень визуального загрязнения, напрямую угрожающего нашей культуре, – говорит дизайнер Массимо Вигнелли . – Из тысяч шрифтов нам нужны лишь несколько основных, потому что все остальное – это просто мусор».
_______________________

В чем-то он прав. Типографика – это не просто шрифты. Это не только красивые буквы, это нечто другое, что-то, что заставляет нас чувствовать. По сути, типографика это послание. По мнению известного русского типографа Лазаря Лисицкого , типографика оптически должна донести до читателя ту же идею, которую оратор озвучивает голосом».

Давным-давно никто не пишет стилусом на пергаменте. Канула в прошлое грубая бумага, пахнущая типографской краской. Рынок глянцевой печати съежился до микроскопических объемов. Сегодня мы читаем тексты, которые были не напечатаны, а набраны, и читаем их вовсе не на бумаге. И, по всей видимости, типографику ждет еще один переход. Каким он будет, не знает никто, но, по всей видимости, вслед за бумагой устареют и привычные нам дисплеи. Трудно сказать, когда произойдет новая революция, но новый переход обязательно будет.

Самое грустное во всем этом, что люди потеряли часть самих себя в погоне за совершенством. Мастерство каллиграфии сегодня практически никому не нужно. Это долго, это требует внимательности и усидчивости. Сегодня в этом нет никакого смысла – ведь есть гарнитуры на любой вкус. Мы выбираем шрифты словно зомби: название, размер, начертание… Послание? Сообщение? За компьютерными шрифтами нет никакого послания, нет никакой истории, ничего.

НОСТАЛЬГИЯ ПО ПРОШЛОМУ

Сегодня многие дизайнеры ощущают потребность в новых шрифтах, которые бы позволили придать тексту так необходимую ему индивидуальность. Существует множество способов работы с типографикой и каждый из них преследует одну и ту же цель – уйти от безликости цифровых гарнитур. В ход идет все – , цветовой контраст, иллюзия объема, отрицательное пространство, словом все, что может превратить стандартный шрифт в чуть менее стандартный.


И в этой связи можно отметить три набирающих силу тренда, которые демонстрируют стремление дизайнеров вновь вернуть шрифтам утраченную достоверность. Главных тенденций в типографике всего три, но их трудно не заметить, так как они проявляются буквально везде. Речь идет о таких стилях как ретро, акварель и капс.

ВИНТАЖНАЯ ГРАНДЖ-ТИПОГРАФИКА

Тренинг «Креативная типографика. Искусство работы со шрифтами и текстом»

Хотите узнать, как создавать креативную типографию. Как правильно работать со шрифтами и текстом. Научиться создавать качественный графический дизайн с помощью композиции и шрифтов и почувствуйте себе настоящим профи графического дизайна. Легко, быстро, сидя дома. Вы дизайнер-самоучка, который мечтает стать профессионалом и хорошо зарабатывать на своем увлечении, но пока мечты остаются мечтами. Вы пытаетесь создавать дизайн-макеты в графических редакторах, но вам не удается подобрать шрифты и грамотно оформить текст. Ваши работы выглядят скучно и банально, и вы не знаете, как их улучшить. Вы учились на дизайнерских курсах, но там вас научили только пользоваться программами. Типографика (искусство работы со шрифтами и текстом). Портфолио дизайнера, владеющего креативной типографикой в разы атрактивнее портфолио конкурентов, не использующих мощнейший потенциал типографики.

Вот что вам даст тренинг «Креативная типографика»:

  1. Вы научитесь безошибочно различать шрифты по характеру и назначению
  2. Вы научитесь понимать, и умело использовать наиболее важные характеристики шрифтов
  3. Вы научитесь грамотно работать с текстовыми блоками
  4. Вы научитесь компоновать текстовые элементы на странице
  5. Вы научитесь создавать креативные шрифтовые композиции
  6. Вы научитесь работать с текстом, как с графическим материалом.
  7. Вы научитесь применять в работе многочисленные креативные приемы и техники, которые сделают ваши макеты более интересными, профессиональными и привлекательными.

Программа тренинга:

  1. Основные понятия в типографике
  2. Назначение дизайнерской типографики
  3. Креатив в типографике
  4. Задачи креатива в типографике
  5. Отличие креатива от декорирования
  6. Шрифт как инструмент дизайнера
  7. Классификация шрифтов по назначению
  8. Классификация шрифтов по строению
  9. Система измерений в работе со шрифтами
  10. Дизайнерский подход к работе со шрифтами
  11. Управление шрифтами на компьютере
  12. Менеджеры шрифтов
  13. Правила работы с текстовыми блоками (демонстрация в Индизайне и в Иллюстраторе)
  14. Треккинг и кернинг
  15. Композиция в типографике
  16. Домашнее задание с целью научиться работать с текстом, как с графическим материалом.
  17. Креативные техники и приемы работы
  18. Домашнее задание с целью научиться чувствовать характер и настроение шрифта.
  19. Работа над реальным графическим макетом.
  20. И многое другое...

Овладев навыками креативной типографикой вы сможете:

  1. Создавать профессиональные и эффективные рекламные объявления, флаеры, листовки, брошюры, проспекты.
  2. Создавать атрактивную наружную рекламу
  3. Легко воплощать свои идеи в веб-дизайне
  4. Успешно работать штатным дизайнером в студиях и рекламных агентствах
  5. Достойно зарабатывать на фрилансе
  6. Открыть свою собственную студию, которая будет выполнять более крупные заказы - и приносить ещё больше денег.

1. Не используйте причудливые шрифты

Если у вас недостаточно опыта и знаний, даже не пытайтесь использовать необычные, затейливые шрифты. Будьте проще.

2. Забудьте о Comic Sans

Представьте, что вы его вообще никогда не видели.

3. Не избегайте стандартных, дефолтных шрифтов

Серьёзно, если кто-то вам говорит, что стандартные шрифты - это скучно, он просто не разбирается в типографике. То, как будет выглядеть шрифт, зависит от того, как он будет набран. Times New Roman может выглядеть по-настоящему здорово. И главное: пусть лучше текст будет скучным, чем уродливым или нечитабельным.

OmegaTransFer / Depositphotos

Смешиваем шрифты

4. Не используйте одновременно больше двух шрифтов

Экспериментировать с большим количеством шрифтов на начальном этапе не стоит. Двух вполне достаточно. Вы же не хотите превратить текст в разномастную ерунду, не так ли?

5. Смешивайте только контрастные шрифты

Гротеск со шрифтом с засечками, рукописный с модерном. Важно сохранить контраст. Два схожих шрифта рядом выглядят неряшливо.

6. Выбирайте шрифты с одинаковой высотой букв

Высота строчных букв без выносных элементов - это расстояние от базовой до верхней линии шрифта, иначе говоря - величина очка строчных. Выбирая шрифты, которые вы хотите использовать при оформлении совместно, нужно следить, чтобы высота их строчных букв была одинакова. Это поможет выдержать одинаковый уровень насыщенности абзаца. Кроме того, такой текст будет легче читаться.

Набираем текст

7. Размер шрифта

Размер текста в вебе не должен быть меньше 13 пикселей. На мой взгляд, лучший выбор - в пределах 14–18 px. Не слишком большой и в то же время удобочитаемый.

8. Выбирайте правильную длину строки

Не верьте разговорам, что правильную длину строки можно получить, умножив размер шрифта на два. Это ерунда. Просто постарайтесь удерживать длину строки в пределах 45–75 символов. ГОСТ для печатных изданий рекомендует длину в 60 символов, но это, конечно, труднодостижимый идеал в условиях веба. И всё же к нему стоит стремиться. Определяйте на глаз, не является ли строка слишком длинной или слишком короткой.

9. Интерлиньяж должен соответствовать размеру шрифта

Чтобы достигнуть баланса между текстом и «воздухом», сделайте межстрочное расстояние примерно в полтора раза больше высоты строчных букв. Есть ещё один способ попроще: устанавливаем интерлиньяж, равный 125% размера шрифта.

Абзац

10. Выравнивайте по левой стороне

Если вы не уверены, какую выключку выбрать, выбирайте выключку влево: варианты «Вправо» и «По ширине» в вебе редко себя оправдывают. В неровном крае нет ничего плохого. Выключенный влево текст легче читать, так как глаз видит чёткое визуальное окончание каждой строки. Но по-русски такой текст удобно читать, если строка не слишком длинная. Поэтому, если ваша строка больше 60 символов, попробуйте расключенный набор. Только не забудьте расставить переносы и проверьте, всё ли выглядит хорошо: несколько переносов подряд определённо затруднят чтение.

11. Избегайте большого числа переносов

Вообще, переносов в вебе по возможности следует избегать. Попробуйте перенести слово на новую строку или чуть-чуть измените межбуквенное расстояние. Если знаков переноса слишком много, поменяйте размер шрифта или величину пробелов. А при выключке влево вообще не используйте перенос слов.

12. Без отступа

Не отделяйте отступом первый абзац от заголовка. Если вы отбиваете абзацы пустой строкой, не используйте абзацные отступы. Это избыточно и безвкусно. С другой стороны, текст вообще без отступов и отбивок будет сложнее восприниматься. В общем, выберите один из способов: или красную строку, или отбивку - и используйте его на протяжении всего текста.

13. Узкая колонка

Если вам нужно набрать небольшую колонку текста, попробуйте использовать узкий шрифт. Так текст будет не только смотреться лучше, но и легче читаться, так как в строку поместится больше символов.

14. Висячая пунктуация

За линию набора стоит выносить кавычки, скобки, дефисы, точки, запятые. Это всегда выглядит элегантно и помогает сохранить нужную форму абзаца.

15. «Вдовы» и «сироты»

Речь идёт о висячих строках. «Вдова» - это одно слово на целой строке в конце абзаца или очень короткая строка в конце текста или страницы. «Сирота» - это висячая строка, которая попадает на начало новой страницы или колонки. Их нужно избегать. Попробуйте уменьшить межбуквенное расстояние, перенести строку или отрегулируйте размер шрифта - в общем, не давайте «вдовам» и «сиротам» пробраться в свой текст.

16. Не злоупотребляйте пробелами

Чтобы начать новую строку, нажимайте Shift+Enter. Для начала нового абзаца нажмите Enter. Вот так всё просто.

Слова

17. Кернинг

Если вы неопытный дизайнер и у вас не намётан глаз на мельчайшие детали, не керните текст вручную.

18. Трекинг

Запомните: когда вы увеличиваете размер шрифта, расстояние между символами тоже увеличивается. Поэтому, если вы устанавливаете в тексте крупный заголовок, советуем пропорционально скорректировать расстояние между символами и словами.

19. Выделения в тексте

Выделить важную мысль или слово, на которое нужно обратить внимание, можно самыми разными способами. Не переусердствуйте с ними. Не стоит выделять целое предложение одними прописными - новичок не всегда может сделать это к месту. Просто используйте полужирное начертание шрифта.

20. Строчные без разрядки

Не стоит увеличивать расстояние между строчными. Причина проста: снижается удобочитаемость.

21. Прописные с разрядкой

Увеличивайте расстояние между прописными. В этом случае читабельность возрастает. Обычно хорошо работает увеличение межбуквенного пространства на 10%.

22. Не пишите всё заглавными

Не злоупотребляйте набором заглавными. Длина такого набора не должна превышать одну строку.

23. Не используйте капитель без надобности

Если в шрифт не включено специальное капительное начертание, не используйте его вообще.

Буквы

24. Не изменяйте ширину букв

Просто не делайте это. Пожалуйста.