Глобальная информатизация общества. Глобальная информатизация

3.3 Глобальная компьютеризация

Специфика современного положения человечества характеризуется, как это всегда бывало на границе сменяющихся эпох, переосмыслением традиционных мировоззренческих установок к миру и человеку, существующих эталонов познания, парадигмы науки, культурных ценностей и т.п. Глобальная компьютеризация и технизация жизненного пространства приводит современное научное сообщество к осознанию границ технологического воздействия на мир. Американский аналитик Р. Алперт в связи с этим замечает: "В настоящее время в нашей культуре происходит технологический, сверхдетерминированный толчок в пространство, независимо от времени. Мы движемся к другому уровню сознания. И вопрос состоит в том, насколько быстро мы дорастем до того, кто мы есть на самом деле. И я утверждаю, что скорость нашего роста зависит от скорости развития нашей сознательности". Развитие компьютерных технологий привело к возможности создания виртуальной реальности, которая может рассматриваться как метафора измененных состояний сознания. Понимание механизма энергоинформационного воздействия мыслеформ на поведение человека и изменение окружающего мира ставит проблему экологии мышления как одну из самых насущных. До середины XX века большую часть информации человечество получало через слово, в настоящее время слово уступает место образу, что, в свою очередь, изменяет традиционные способы восприятия и модели мышления. Мы движемся к новому типу культуры, в которой воскресают образы мифологического миропонимания с присущей ему логикой смысла. Сама практика требует каких-то новых, нестандартных идей и подходов на основе синтеза внутренней и внешней установок человека к миру.

Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному. Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу.

Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств. Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.

Образование больших потоков информации обусловливается:

чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;

постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных дисках и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.

Как результат - наступает информационный кризис, который имеет следующие проявления:

появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже каждые 5 лет, с 1990г. - ежегодно;

существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники иных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей.

Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение электронно-вычислительной техники, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого компьютеризацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

Компьютеризация общества - развитие и внедрение технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное и быстрое получение результатов переработки информации и ее накопление. Также это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса компьютеризации общества.

Анализ системы документооборота на предприятии

За последнее десятилетие наметилась тенденция проникновения средств вычислительной техники в производства. Большинство документов в настоящее время подготавливаются на ЭВМ и, следовательно, имеют электронную версию...

Внутриорганизационные коммуникации и компьютеризация

Компьютеризация - процесс все более широкого применения ЭВМ в народном хозяйстве, в отраслях, предприятиях (объединениях) и организациях. Решение важнейших народнохозяйственных задач, таких, как повышение производительности труда...

Генезис социальной ответственности бизнеса и ее становление

Планетарная ответственность предполагает добровольное соблюдение мировых стандартов социальной ответственности. Общеизвестно...

Информационные технологии в современном делопроизводстве

Интернет - это множество компьютеров, соединенных друг с другом каналами связи, плюс набор стандартных правил, по которым они обмениваются информацией. При этом сами каналы связи менее важны, чем правила передачи данных по ним...

Основная цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Значение соответствующей миссии...

Исследование целей управления

Каждая организация осуществляет некую деятельность, стремится к некой глобальной цели (выполняет некую миссию): производит автомобили, предоставляет кредиты, оказывает услуги и т.д...

Исследование целей управления

Целевая функция начинается с установления миссии - общей цели предприятия, выражающей причину ее существования. В ней обычно детализуется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства...

Исследование целей управления

Организация ООО «Лориэнд» основана в 2008 году. Учредителями являются два физических лица. Основной деятельностью данной организации является предоставление консультативных услуг и продажа строительных кровельных материалов...

Совершенствование деятельности аптеки "Лекса" на основе внедрения комплексной системы автоматизации

Автоматизация торговли - это комплекс мероприятий по внедрению в торговый бизнес-процесс высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения с целью повысить эффективность использования трудовых ресурсов и качество обслуживания...

Введение

В последние десятилетия ХХ века, человечество вступило в новую эпоху всемирной истории. Ее главный признак - коренной, планетарный переворот в телекоммуникационных средствах общения. Глубиной своего влияния на жизнь людей он не уступает промышленным революциям прошлого, а по скорости вызываемых перемен, несомненно, превосходит их.

Если технологические перевороты предшествующих эпох революционизировали способы преобразования вещества, то новейшие электронно-вычислительные машины, объединяемые в глобальные компьютерные сети, революционизируют способы преобразования информации.

Глобальная проблема, которая актуальна для всех людей, охарактеризована еще три десятилетия назад как «шок будущего». Его суть в том, что скорость изменений, происходящих в различных областях человеческой жизни, столь велика, что личность и культура утрачивают способность их ассимилировать. Человек не поспевает за изменением, которое принудительно навязывается ему извне, и вместе с тем все больше сознает, что его неспособность переломить тенденцию и излечиться от «шока будущего» грозит существованию вида Homo sapiens Максименко В.С. "Компьютеризация воскресила мечту о господстве над миром в новом веке, запад не захочет делиться энергией, но никого не обделит вниманием". - М., 2003. Стр. 1-3..

Современное общество называют информационным, так как информация образует важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс перехода к информационному обществу, коснулась всех сфер человеческой жизни. Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии науки и жизни научного общества в целом. Электронная почта, компьютерные конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований - это реализация комплекса мер, направленных не обеспечение полного и своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований.

В последние годы наблюдается быстрое развитие компьютерных технологий. Компьютер внедряется практически во все сферы нашей жизни, а во многих из них становится просто незаменимым. Развитие достигло такого уровня, что в недавнем матче с компьютером Deep-blue лучший шахматист мира Г. Каспаров потерпел поражение, что ранее считалось практически невозможным.

В связи с этим возникает вопрос, насколько обдуманным, необходимым является столь сильное развитие вычислительной техники. Таким образом, тема представляется весьма актуальной, так как имеет принципиальное значение для эволюции социальных отношений во всем мире (хотя, возможно, и не в столь скором времени), ведь компьютер сможет заменить человека во многих областях его деятельности.

Глобальная компьютеризация

Одним из главных инструментов создания условий для развития и удовлетворения разнообразных социальных и личностных потребностей каждого человека, от дошкольника до пенсионера, независимо от их социального статуса, доходов и физического состояния, непосредственно на дому является массовая домашняя компьютеризация. Это, как свидетельствует мировой опыт, необходимая ступень формирования информационного общества. Массовая домашняя компьютеризация в России привела к созданию новой информационной компоненты социальной инфраструктуры, существенному расширению сферы социально значимых услуг. В то же время создание такой инфраструктуры дало возможность государству более эффективно воздействовать на социально-экономические, политические и культурные процессы в обществе.

Вместе с тем массовая домашняя компьютеризация ускорила развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры страны, привела к значительному увеличению количества пользователей национальных информационных сетей и глобальной общедоступной компьютерной сети Интернет. Получила дополнительный импульс развитие сектора российского рынка информационных продуктов и услуг, ориентированного на индивидуальное домашнее потребление.

Массовая домашняя компьютеризация нацелена на решение следующих важных социальных проблем:

Обеспечение доступа граждан к мировым и отечественным информационным ресурсам и получение каждым гражданином необходимой ему социальной, экономической, профессиональной, образовательной, культурной и развлекательной информации;

Обеспечение активного информационного взаимодействия пользователей домашнего компьютера с местными органами власти;

Повышение занятости трудоспособного населения, а также привлечение к труду ограниченно трудоспособных лиц (инвалидов, домашних хозяек и др.) на основе новой формы работы на дому, посредством домашнего компьютера;

Получение образования, повышение квалификации, профессиональная переподготовка большой категории лиц, в том числе временно утративших трудоспособность, а также живущих в отдаленных регионах страны;

Расширение спектра и повышение качества социальных и медицинских услуг населению, социальная и психологическую реабилитацию лиц, оказавшихся в затруднительном положении;

Реализацию возможностей получения на домашнем компьютере оперативной информации и новостей о событиях политической и общественной жизни страны и мира;

Развитие системы электронной коммерции, ориентированной на домашнего пользователя;

Сплочение семьи как основного вида общности в социальной структуре общества, укрепление взаимоотношений разных поколений, расширение межличностного общения;

Организацию новых форм досуга молодежи, отвлекающих ее от социально опасных типов поведения.

Программная реализация домашней компьютеризации предоставила дополнительные возможности для развития среднего и малого предпринимательства, приоритетной поддержки отечественных производителей, сохранения и создания новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях промышленности и в сфере услуг.

Как показывает мировой опыт, использование персональных компьютеров в домашних условиях получило заметное развитие с начала 90-х годов. За рубежом домашние компьютеры ориентированы как на чисто потребительские приложения (домашнее хозяйство, обучение детей, развлечения и игры и т.п.), так и на деловые приложения (решение проблем занятости, служебной деятельности, ведение бизнеса и т.п.). По прогнозам, к 2009 г. ожидается, что число работающих дома с использованием ПК в США составит 168 млн. чел. (в 1994 г. - 31 млн. чел.). В настоящее время более 83% американских семей имеют домашний компьютер. В европейских странах этот показатель приблизительно вдвое ниже.

По оценкам специалистов, в настоящее время в России домашние компьютеры имеют около 64% семей. Быстро развивающаяся телекоммуникационная инфраструктура страны позволяет рассчитывать на увеличение числа пользователей домашнего компьютера в других регионах.

На информационном рынке России имеется соответствующий зарубежному набор современных технических средств и основных программных продуктов, необходимых для домашней компьютеризации. Активно развивается телефонная сеть общего пользования, которая может быть использована для построения вторичных компьютерных сетей, обеспечивающих доступ с домашних компьютеров к национальным и мировым информационным ресурсам. Многие фирмы предоставляют различные информационные услуги путем продажи готовых продуктов или обеспечения доступа в компьютерные сети.

В настоящее время в России развитие массовой компьютеризации сдерживается рядом социально-экономических и культурных факторов.

Сдерживающими факторами следует считать низкий уровень доходов широких слоев населения, ограничивающий платежеспособный спрос на домашние компьютеры, малая доступность для населения имеющихся в стране информационных ресурсов, неразвитость информационных потребностей и низкая информационная грамотность населения.

Можно привести следующую динамику основного показателя домашней компьютеризации (см. таблицу).

Для удовлетворения информационных потребностей пользователя домашнего компьютера необходимо формирование, постоянное ведение и обеспечение доступа к следующим предметно-ориентированным базам и банкам данных и электронным изданиям:

Справочной информации (энциклопедии, словари, каталоги, справочники различного вида и назначения, путеводители, рекламные издания и т.п.);

Социальной информации (по трудоустройству, пенсионному и социальному обеспечению, бытовому обслуживанию и ведению домашнего хозяйства, медицинской и юридической помощи и другим консультационным услугам);

Информации о деятельности местных органов власти;

Оперативной информации о событиях политической и общественной жизни в стране и мире;

Профессиональной информации (правовой, медицинской, педагогической, управленческой, по обеспечению безопасности и др.);

Деловой информации (коммерческой, финансовой, электронной торговли, нормативно-правовой для предпринимательства, страховой, налоговой, таможенной и др.);

Научно-технической информации (реферативной, обзорной, аналитической, научных публикаций, результатов НИР и ОКР и других первоисточников);

Культурно-образовательной информации (из библиотечных, архивных и музыкальных фондов, музеев, выставочных залов и т.п.);

Учебной информации (курсы дошкольного и школьного общеобразовательного и специализированного предметного обучения, профессиональной подготовки в средних и высших учебных заведениях, повышения квалификации и профессиональной переподготовки и т.п.);

Информации по интересам и развлекательной информации (видео, аудио и кинопродукция, компьютерные игры).

  • 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
  • Глава 2роль информации в развитии общества
  • 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
  • 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
  • 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
  • 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
  • 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
  • 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
  • Глава III информационные ресурсы общества
  • 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
  • 3.2.Информационная инфраструктура общества
  • 3.3.Информационные продукты и услуги
  • 3.4.Информационный рынок
  • 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
  • 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
  • Глава IV информационный потенциал общества
  • 4.1.Структура информационного потенциала общества
  • 4.2.Информационная техносфера
  • Техносферы в развитых странах на 1997 год
  • 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
  • 4.4.Информационная культура общества
  • Глава vинформационное общество
  • 5.1.Основные черты информационного общества
  • 5.2.Информационная экономика
  • 5.3.Технологии информационного общества
  • 5.4.Путь России к информационному обществу
  • 5.5.Новая информационная среда обитания
  • 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
  • 5.7.Информационная безопасность
  • 5.8.Информационная война
  • Глава VI человек в информационном обществе
  • 6.I.Информационный образ жизни
  • 6.2.Информационное неравенство
  • 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
  • 6.4. Информационная свобода личности
  • 6.5. Информационная преступность
  • 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
  • Заключение
  • Литература
  • Словарь основных терминов
  • Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
  • Глава 2. Роль информации в развитии общества
  • Глава 3. Информационные ресурсы общества
  • Глава 4. Информационный потенциал общества
  • Глава 5. Информационное общество
  • Глава 6. Человек в информационном обществе
  • Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
  • 1. Введение
  • 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
  • 1.2. Ожидаемые результаты
  • 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
  • 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
  • 2. Состав и общая структура программы
  • 2.1. Модульная структура программы
  • 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
  • 2.3. Типовая структура проблемных модулей
  • 3. Структура и содержание проблемных модулей
  • 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
  • 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
  • 3.2.1. Педагогические задачи модуля
  • 3.2.2. Основные проблемные блоки
  • 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.3. Проблемный модуль № 3
  • 3.3.1. Педагогические задачи модуля
  • 3.3.2. Основные проблемные блоки
  • 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.4. Проблемный модуль №4
  • 3.4.1. Педагогические задачи
  • 3.4.2. Основные проблемные блоки
  • 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
  • 3.5.1. Педагогические задачи
  • 3.5.2. Основные проблемные блоки
  • 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
  • 3.6.1. Педагогические задачи
  • 3.6.2. Основные проблемные блоки
  • 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
  • 3.7.1. Педагогические задачи
  • 3.7.2. Основные проблемные блоки
  • 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
  • 4. Список литературы по курсу
  • Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9
  • 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс

    Определение понятия «информатизация»

    Термин «информатизация» появился в отечественной научной литературе в начале 80-х годов XX века в связи с возникновением в обществе социальной потребности ко все более широкому использованию средств информатики для формирования, хранения и использования различных видов социально значимой информации.

    Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», принятый в России в 1995 году, дает термину «информатизация» следующее определение:

    «Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

    При этом сами информационные ресурсы определяются в этом законе как «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».

    Вышеуказанный закон распространяется лишь на вполне конкретный класс информации, а именно - на информацию документированную, т. е. уже полученную, объективированную и зафиксированную на материальном носителе. Однако, несмотря на это, значение этого закона для развития процесса информатизации в России трудно переоценить. В нем впервые в законодательной практике нашей страны предпринята попытка отразить в достаточно строгих и понятных современным юристам терминах весьма сложное и комплексное представление о таком совершенно новом явлении в развитии цивилизации, каким является процесс формирования «современного информационного общества, имеющего целью повышение эффективности создания, преобразования и потребления информации на основе главным образом перспективных информационных технологий» .

    Таким образом, в данном законе информатизация рассматривается как процесс развития всего общества, имеющий общегосударственное значение. И основой этого развития провозглашается формирование и использование информационных ресурсов.

    Более широкое философское определение понятия «информатизация» принадлежит академику А.П. Ершову, который писал: «Информатизация - это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности» . При этом он подчеркивал, что информация становится «стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию».

    Объективная обусловленность информатизации общества

    Академик А.П. Ершов рассматривал процесс информатизации общества не только как социотехнологическую революцию, но и как важный этап его интеллектуального развития, когда происходит «философское и конкретно-научное осмысление роли информации в естественных и социальных процессах». Он справедливо полагал, что информатизация - это «всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, период освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации» .

    Несмотря на то, что эти слова были написаны еще в 1988 году, т. е. более десяти лет назад, когда процесс информатизации общества только начинал свое глобальное развитие, они оказались пророческими и в их справедливости мы все больше убеждаемся в результате своей научной и практической деятельности.

    Таким образом, процесс информатизации общества является закономерным глобальным процессом развития цивилизации, который обусловлен целым рядом объективных факторов. Важнейшими из них являются:

    Быстро возрастающая сложность искусственно создаваемой человеком среды своего обитания - техносферы, которая все больше снижает ее надежность и устойчивость;

    Истощение природных ресурсов планеты и обусловленная этим необходимость отказа от господствующей в настоящее время парадигмы экстенсивного развития цивилизации;

    Возрастание экологической опасности и необходимость поиска решения самой актуальной и сложной проблемы современности - проблемы выживания человечества как биологического вида.

    Основные направления развития информатизации

    как глобального процесса

    Информатизация общества является стратегическим фактором, развития цивилизации, который благодаря особым свойствам информации дает человечеству определенные шансы решить перечисленные выше глобальные проблемы и перейти к новой парадигме устойчивого и безопасного развития. Этот подход в отечественной научной литературе наиболее полно раскрывается в работах академика РАЕН А.Д. Урсула [б], который считает, что процесс информатизации не завершается после формирования информационного общества, а является существенно более глобальным. По его мнению, процесс информатизации будет сохраняться также и на других, последующих стадиях развития цивилизации, так как он содержит в себе громадный потенциал для раскрытия способностей к интеллектуальному развитию не только отдельного человека, но и всего мирового сообщества.

    Общецивилизационное значение развивающегося в последние годы глобального процесса информатизации общества проявляется не только в том, что он охватывает все стороны жизни и профессиональной деятельности людей. Оно проявляется также и во все большей глобализации наиболее важных аспектов развития человеческого общества.

    В последние годы мы видим, как происходит бурное развитие глобальных информационных сетей связи и информационных коммуникаций: спутникового телевидения, радиовещания, телефонной связи и средств факсимильной передачи информации, транснациональных компьютерных информационно-телекоммуникационых систем, использующих высокоскоростные межконтинентальные супермагистрали. В результате этого на нашей планете формируется принципиально новая глобальная общепланетарная информационная среда, которая и будет представлять основу для жизнедеятельности новой информационной цивилизации.

    Глобальная информатизация общества активно содействует развитию новых геополитических процессов, наиболее важными из которых являются следующие:

    глобализация экономики, проявляющаяся в создании транснациональных корпораций, международного разделения труда и международных рынков сбыта продукции;

    глобализация науки, проявляющаяся в создании распределенных международных творческих коллективов ученых, которые работают над общими научными проектами, а также в интенсификации процессов международного обмена научной информацией, проведении международных телеконференций;

    глобализация образования, проявляющаяся в развитии систем дистанционного образования, создании открытых территориально-распределенных университетов, колледжей, центров повышения профессиональной квалификации;

    глобализация культуры, характерными признаками которой являются создание электронных библиотек и электронных версий картинных галерей, художественных и музейных экспозиций, а также наиболее ценных объектов архитектуры и строительства.

    Результатом развития всех этих процессов, вероятнее всего, будет все большая глобализация самого человеческого общества, которое уже в XXI веке, т. е. всего через 300 лет после кругосветного путешествия Магеллана, будет все больше ощущать себя единым общепланетарным организмом.

    Необходимо отметить, что глобальный характер процесса информатизации общества и его стратегическое значение для дальнейшего развития цивилизации в настоящее время еще должным образом не осознаны. Подавляющая часть современных политиков и государственных руководителей воспринимают лишь технократическую сторону этого процесса, его влияние на развитие производства и новых технологий. В гораздо меньшей степени воспринимаются социальные, культурологические и геополитические аспекты процесса информатизации. И практически совсем не учитываются его цивилизационные аспекты, хотя именно они являются стратегически наиболее важными по своим последствиям для будущего.

    Ведь именно информация представляет тот поистине неисчерпаемый ресурс развития, с использованием которого ученые связывают свои надежды на возможное в будущем разрешение многих глобальных проблем человечества. Поэтому нам представляется исключительно важным и актуальным сосредоточить внимание ученых, работающих как в академическом, так и в вузовском секторах науки, на комплексном изучении не только различных аспектов процесса информатизации общества, но также самого феномена информации, ее свойств и особенностей как ресурса развития.

    Результаты этих исследований должны безотлагательно внедряться в систему образования и прежде всего в систему высшей школы России, а также в систему подготовки и переподготовки ее педагогических кадров. На решение этой задачи в значительной степени и нацелена настоящая монография.

    В настоящее время краеугольным камнем мировой информационной политики становится не просто совершенствование информационных технологий и даже не сама бездушная и отвлеченная информация, а человек с его способностью грамотно, эффективно и разумно распоряжаться имеющейся информацией. Недаром для обозначения современного развитого общества в научных кругах, в прессе и в международных документах все чаще используют термин «информационное общество», или «общество знаний», согласно терминологии ЮНЕСКО. Ему созвучно также понятие «инновационное общество», поскольку именно в области информатики и коммуникаций инновационные технологии за последний век достигли ошеломительных результатов. Таким образом инновационные технологии становятся по сути основой информационного пространства современного общества, что необходимо учитывать при анализе тех или иных информационных процессов. Изменения, причем именно инновационного характера, происходят так быстро в последнее столетие, что нередко не успевают не только за внедрением, но и осмыслением тех или иных инновационных процессов

    Процесс информатизации распространился на большую часть земного шара, поэтому сегодня мы вправе говорить о глобальном, всемирном информационном (инновационном) обществе. При этом, естественно, было бы ошибочным идеализировать информационное состояние некоторых развивающихся и тем более отсталых стран. Тем не менее тенденция глобализации текущих процессов очевидна, и, надо полагать, рано или поздно ситуация с «неуспевающими» разрешится. В данном случае в формировании глобального информационного общества не последнюю роль играет активная информационная политика развитых стран, подразумевающая мобильность и информационную самостоятельность граждан, а также интеграцию знаний и технологий во всех государствах. Понятно, что информационное развитие никогда не было равномерным и никогда таковым не будет, ибо во многом зависит от уровня экономического, социального и политического развития того или иного общества. Но мировая тенденция такова, то происходит постепенное сглаживание сначала в уровне информационного потребления, основанного на электронной технологии и прежде всего Интернет, а затем выравнивания на этой основе и социально-политических различий в разных странах.

    Свободный (в рамках безопасности) доступ к информации и знаниям является общечеловеческим благом, предпосылкой качественного образования, развития науки, культуры и коммуникаций, что, в свою очередь, создает новые возможности для духовного и интеллектуального роста людей, стимулирует их культурную самобытность, а также значительно облегчает процессы управления. Только посредством всеобщей глобализации в области информации, науки и техники, при условии позитивного международного сотрудничества в подготовке высококвалифицированных кадров и реальном обмене знаниями мы сможем найти оптимальные решения проблем современной цивилизации - победить болезни, социальные конфликты, нормализовать экологию планеты и т.д.



    Можно с уверенностью сказать, что двигателями, механизмами преобразования нашего общества в подлинное глобальное информационное общество XXI в. являются информационно-коммуникационные технологии. Входя в повседневную жизнь населения, они радикальным образом влияют на все ее составляющие: затрагивают социальную, профессиональную, образовательную и личную сферу человека, так как информация и знания вкупе с общением составляют основу развития, инициативности и благополучия человеческой личности. Кроме того, информационные технологии способствуют более эффективному взаимодействию органов управления, исполнения и контроля, осуществляют диалог между административной верхушкой и разными слоями общества. Информационные технологии незаменимы в области экономики и предпринимательства, поскольку разворачивают дополнительные возможности и перспективы как перед частными бизнесменами, так и на международном уровне, задействуют творческий и социальный потенциал. Радикально новой мыслится способность передовых технологий ликвидировать преграды, связанные с такими традиционно неизбежными факторами, как время и расстояние (тормозящими, а подчас и убивающими живую творческую мысль, идею, порыв).

    Вместе с тем необходимо отдавать себе отчет в том, что информационные технологии служат всего лишь средством достижения, а не самой целью. При правильном обращении данные инновации могут многократно повысить коэффициент производительности труда, дать массу дополнительных возможностей заработка для населения, обеспечить комфорт и безопасность жизни. Поощрение развития информационных технологий на государственном уровне, обеспечение свободного доступа к ним всех слоев населения способствует снятию социальной напряженности, задает демократический курс развития общества. Не менее, а возможно, даже более важна функция информационных технологий - служить «мостиком», связующим звеном между разными государствами, народностями, культурами, пропагандировать межнациональное согласие и солидарность. Таким образом, информационные технологии несут в себе громадный гуманистический потенциал, использовать который на благо миллионов людей во всех уголках земного шара является первейшей социально-нравственной задачей современного развитого постиндустриального общества и каждого человека в отдельности.

    Огромный потенциал и возможности использования информационных и коммуникационных технологий предполагают и даже обязывают мировое сообщество объединить свои усилия в целях создания эффективной, ответственной и грамотной информационной политики. В основе подобной политики должен лежать принцип информационного равноправия всех людей - как на глобальном уровне, так и внутригосударственном, социальном. Без учета данного положения невозможно бесконфликтное существование и тем более полноценное развитие современного информационного общества, критерием которого помимо научно-технических достижений в области информационных технологий является безусловное принятие таких демократических ценностей, как право на получение и передачу информации, на обмен знаниями, а также толерантное отношение к разным культурно-социальным группам и образованиям, носителям разнообразных знаний, мировоззрений, конфессий и пр., все то, что составляет по сути нравственные принципы любого социального образования, в том числе и всего человечества.

    Компьютеризация мирового сообщества привела к созданию единого информационного пространства, к расширению возможностей человека как индивидуума.

    Наряду с решением вопросов жизнеобеспечения на самом высоком уровне, компьютеризация, как и любая другая наукоемкая технология, привела к гамме факторов, приводящих к отрицательному воздействию на природу и человека, как составной части.

    Отрицательное воздействие на природу образовавших вредных факторов создают необратимые процессы в глобальной и локальной экологических системах, последствия которых сегодня трудно предугадать.

    Необходимость постановки и изучения проблем экологии при компьютеризации мирового сообщества обусловлено, прежде всего, тем, что «цикл жизни» компьютерной техники - это не только его эксплуатация, но производство и утилизация после окончания срока эксплуатации .

    Экологическая оценка компьютерной техники должна рассматриваться на стадиях разработки и получения необходимых материалов, изготовления, эксплуатации, утилизации и переработке компьютерного лома после окончания срока эксплуатации

    Производство, эксплуатация, утилизация и переработка компьютерной техники после окончания срока эксплуатации с точки зрения загрязнения природы проходят следующие стадии:

    1. На первой стадии при разработке и добыче сырья для производства черных, цветных и редких металлов происходит разрушение окружающей среды (уничтожаются или вытесняются флора и фауна, разрушается рельеф местности, истощаются недра земли).

    2. На второй стадии при разработке сырья, технологические процессы производства металлов и материалов отрицательно влияют на окружающую среду, выделяя в больших объемах пыль и вредные вещества в атмосферу и гидросферу, создают большое количество промышленных отходов.

    3. На третьей стадии при изготовлении компьютерной техники производство модулей, блоков, печатных плат технологические процессы отрицательно влияют на окружающую среду, выделяя вредные вещества в атмосферу, гидросферу и создают промышленные отходы.

    4. На четвертой стадии при эксплуатации компьютерной техники, возникают три фактора, отрицательно влияющих на окружающую среду:

    · возрастает номенклатура и количество расходных материалов;

    · широкий спектр различных излучений, который оказывает отрицательное воздействие не только на конкретного пользователя, но и на все население, усиливая «электросмог»; усиление «электросмога» в мегаполисе повышает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, нарушение центральной нервной системы, приводит к повышенной утомляемости людей;

    · повышение расхода электроэнергии, а, следовательно, всех энергоносителей. Расход энергии в США, по данным исследований, увеличился в восемь раз.


    5. На пятой стадии после окончания срока эксплуатации компьютерной техники, возникают проблемы утилизации и переработки отдельных блоков, модулей, блоков, печатных плат, а также извлечение редких металлов из перечисленных узлов.

    Известно, что одна тонна компьютерного лома содержит 480 кг черных металлов, 200 кг меди, 32 кг алюминия, 32 кг серебра, 1кг золота, остальное 33 элемента таблицы Д. И. Менделеева, 230 кг пластмассы.

    Блоки, модули, печатные платы, корпуса, стойки, которые являются составной частью компьютерной техники, содержат большое количество элементов таблицы Д. И. Менделеева.

    По этим, далеко неполным данным, можно судить о масштабности вредного влияния на природу первых трех стадий «цикла жизни» компьютерной техники.

    На стадии эксплуатации компьютерной техники имеют место три основные вредные воздействия на природу: возрастание расходного материала, широкая паутина «электросмога», повышенное потребление электроэнергии.

    В США используется примерно 50 млн. ПЭВМ и 8 млн. лазерных принтеров, которые требуют большого расхода различных материалов. Принтеры и копировальные аппараты расходуют в год 16 млн. тонн бумаги, для изготовления которой требуется переработать 270 млн. деревьев.

    Источниками электромагнитных полей в мегаполисах являются: промышленные установки, радиотехнические объекты (радиовещание, радиосвязь, телевидение, радиолокация, радионавигация), медицинская аппаратура, бытовая техника, высоковольтные линии электропередач. Источники электромагнитных полей размещены густой сетью в производственных и непроизводственных сферах.

    Компьютеризация мирового сообщества расширяет количество источников и в совокупности с источниками электромагнитных полей в производственной и непроизводственной сферах привели к образованию так называемого «электросмога».

    Электромагнитные поля источников в производственной и непроизводственной сферах в совокупности с ПЭВМ, как источником, оказывают вредное воздействие на человека и живые организмы.

    В странах с высоким уровнем компьютеризации на офисное оборудование (в том числе ПЭВМ) приходится от 5 до 10 % общего потребления электроэнергии, при этом, согласно исследованиям агентства по защите окружающей среды при правительстве США (ЕРА) 40% от этой доли потребления электроэнергии приходится на холостой режим работы ПЭВМ. ПЭВМ и периферийные устройства увеличивают потребление электроэнергии на некоторых фирмах на 600 – 1000 % (табл. 1.1.).

    Оценка показывает, что ПЭВМ и принтеры в США потребляют количество электроэнергии достаточную для отопления и кондиционирования воздуха более чем в двух млн. коттеджей.

    На стадии утилизации и переработке «компьютерного лома» возникают сложные научно-технические задачи из-за отсутствия надежной и эффективной технологии изготовления элементов из деталей ПЭВМ.

    Наличие в составе материалов ПЭВМ фтористо-хлористых соединений углеводорода, бромосодержащих средств защиты от возгорания, а также наличие пластмасс отрицательно влияют на природу.

    Таблица 1.1. Суммарное потребление энергии ПЭВМ на основе процессоров Intel (c мониторами и лазерными принтерами) в США (из расчета 2550 часов работы в год)